Основной целью структурной реформы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 г. №448 «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» являлось «снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом». Реализация данной Концепции должна была осуществляться «комплексно и не допускать преобразований, которые могут привести к ухудшению работы железнодорожного транспорта и увеличению стоимости пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок».

Далее Постановлением Правительства от 18.05.2001 г. №384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» были определены механизмы и сроки их реализации в три этапа. Реформа должна была завершиться в 2010 году.

Однако правительственными решениями реформа была продлена до 2015 года, был предусмотрен 4 этап структурной реформы, а механизмы его реализации определялись в новом документе – «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозов на период до 2015 года». В то же время Президентом России В.В. Путиным одной из задач 4 этапа реформ ставилось обеспечение безубыточности пригородного пассажирского комплекса при условии сохранения транспортной доступности для населения регионов.

Позднее никаких решений по продлению реформы на железнодорожном транспорте не принималось. Таким образом, де-юре, структурная реформа на железнодорожном транспорте закончилась 31.12.2015 года.

Последнее десятилетие реформ наблюдались положительные тенденции, в частности, связанные с подвижным составом (обновление и рост парка на сети, привлечение частных инвестиций в данный сектор, развитие инновационных подходов в вагоностроительной отрасли, появление новых участников рынка — операторов).

Последние годы также наблюдаются и негативные тенденции: ощутимый отток грузов с железной дороги на автотранспорт, проблемы с регионами-должниками по пригородному пассажирскому движению. Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозку железнодорожным транспортом так и не было достигнуто. Все это, по нашему мнению, требует анализа и подведения итогов проведенных преобразований, выявления ошибок и последующей работы над ними, определения дальнейших горизонтов преобразований в железнодорожной отрасли, основанных на политике клиентоориентированности к потребителям на рынке грузовых и пригородных пассажирских перевозок, что возможно только в условиях открытой дискуссии на независимой площадке.

И только после проведения такой работы, по мнению грузовладельцев, удастся определить основные цели развития железнодорожной отрасли и механизмы их реализации на ближайшие пять лет, разработать эффективную и реализуемую на практике «Целевую модель рынка железнодорожных грузовых перевозок на период до 2020 года».

15.02.2016 г.

Позиция «Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта» по осуществляемой на железнодорожном транспорте структурной реформе

© НП ГЖТ

 2013 - 2019