Грузовладельцам закрепят ответственность



В минувший понедельник в онлайн-формате прошло первое заседание экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (см. справку). Одной из тем дискуссии стали предложенные ОАО «РЖД» изменения в части проведения осмотра фитинговых упоров, среди которых перенос ответственности за техническую исправность этих деталей с перевозчика на грузовладельца.


В ходе заседания заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) по грузовой и коммерческой работе Дмитрий Горох отметил, что, несмотря на динамику роста контейнерных перевозок, сейчас существует ряд технологически-нормативных неувязок, которые мешают более широкому распространению этого вида транспортировки. Одной из проблем является необходимость в постоянной проверке технической исправности фитингового упора на железнодорожной платформе, которую необходимо осуществлять в конце каждого рейса. «Зачастую, особенно при перевозке грузов в танк-контейнерах, необходимости поднимать и опускать контейнер при выгрузке нет, – отметил Дмитрий Горох. – Давно существует много отработанных технологий, при которых груз выгружают, не снимая контейнер с платформы. Выгрузка 40-футовых контейнеров также может быть универсально выполнена без снятия тары путём выгрузки товаров с торца». Дмитрий Горох добавил, что в 2020 году ОАО «РЖД» совместно с рядом грузоотправителей организовало пилотный проект по осуществлению контейнерных перевозок на закольцованных маршрутах. Эта технология предусматривает отсутствие необходимости снимать контейнер из-под выгрузки, если вагон возвращается на ту же станцию, где есть возможность поднять и осмотреть фитинговые упоры. «Грузовладельцы говорят о том, что осмотр не является целесообразным, так как высокая вероятность повреждения фитингового упора возникает при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с контейнера», – отметил заместитель начальника ЦФТО по грузовой и коммерческой работе. Однако нормативное поле предусматривает необходимость в предъявлении грузоотправителями порожних фитинговых платформ перевозчику для осмотра упоров (в соответствии со ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ). Одним из решений данной проблемы стала инициатива ОАО «РЖД» о внесении изменения в устав, согласно которому при подаче на подъездной путь гружёных вагонов с контейнерами необходимо возложить определение технической пригодности фитинговых упоров на грузоотправителей и переложить на них ответственность за техническую исправность фитинговых упоров (фактически отнести фитинговый упор к несъёмному приспособлению для крепления, за которое отвечает грузоотправитель). Данное предложение направлено в Министерство транспорта РФ в конце прошлого года. «Эти изменения сэкономят время оборота вагонов на путях необщего пользования (когда вагон должен быть освобождён, предъявлен перевозчику, снова подаётся на путь на погрузочные работы) и на контейнерных терминалах», – объяснил заместитель начальника ЦФТО по грузовой и коммерческой работе. Идею ОАО «РЖД» в ходе заседания поддержали операторы. По словам первого вице-президента ПАО «ТрансКонтейнер» Виктора Маркова, предложенная инициатива поможет упростить систему осмотра фитинговых упоров в целом. «Это решение существенно снизит как временные, так и финансовые затраты компаний, так как не всегда есть возможность отправлять вагоны для осмотра на пути общего пользования», – отметил он. Виктор Марков добавил, что сейчас зафиксировано относительно небольшое количество случаев отцепок в текущих ремонтах фитинговых платформ. По двум ключевым неисправностям (излому крепления фитингового упора и трещин и отсутствию фитингового упора) происходит от 100 до 150 отцепок в году по всему парку. «При этом крайне важным вопросом является исключение каких-либо дополнительных согласительных процедур с ОАО «РЖД», – подытожил первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер». Однако у некоторых участников дискуссии возникли вопросы по предложенным изменениям статьи устава. По мнению главного инженера ООО «Синтезрейл» Сергея Семенцова, актуализация положений статьи не даст эффективного результата, поскольку за изменениями стоит огромный нормативный пласт документов перевозчика и федерального уровня. Необходимо понимать, как будет определяться пригодность фитинговых упоров, кто будет обучать персонал мелких грузоотправителей», – добавил он. В свою очередь, Сергей Семенцов уточнил, рассматривал ли холдинг возможность применения технических средств для диагностики состояния фитинговых упоров вместо переноса ответственности. «Одним из первых этапов попытки решения этой ситуации рассматривалась возможность использования видеоэндоскопов для осмотра состояния фитингового упора в гружёном состоянии на платформе, – отметил Дмитрий Горох. – Мы тестировали четыре модели различных производителей, но при установке фитингового контейнера вплотную к фитинговому упору появляется слепая зона и возникает вероятность пропуска технической неисправности, которая может развиваться». Заместитель начальника ЦФТО по грузовой и коммерческой работе добавил, что сейчас ОАО «РЖД» и ряд грузоотправителей тестово рассматривают возможность применения видеоэндоскопов в качестве дополнительного средства диагностики. Пилотные испытания планируется организовать в текущем году. Анна Якушева Справка «Гудка» Экспертный клуб Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок создан в марте текущего года по инициативе участников рынка контейнерных перевозок. Основной задачей организации являются обсуждения вопросов рынка, формирования консенсуса рынка, железнодорожных администраций и государственных регуляторов в сфере перевозок, формирование единой позитивной среды, способствующей развитию её участников.

Ссылка на источник

Новости НП ГЖТ
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square