Начальник ОЖД: "Нам абсолютно нет разницы, куда везти"



Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин рассказал "ДП" о развитии подходов к Пулково, запуске электрички в Сертолово и объяснил, почему транснациональным холдингам выгодно возить грузы по земле. Не могу не начать с вопроса о ВСМ. Последние дни нас будоражит эта новость. Каковы перспективы: отменим или не отменим, будет построена или нет? — Строительство ВСМ отменять не планируется, проект включён в Транспортную стратегию Российской Федерации. Строительство разбито на два этапа: до 2024 года в планах построить 5–й и 6–й пути из Москвы до Алабушево, а также со стороны Санкт-Петербурга до парка Обухово; затем предполагается строительство самой высокоскоростной магистрали, где скорость будет достигать 400 км / ч и которая свяжет Алабушево и Обухово. То есть ничего не меняется, а идёт очередной информационный шум? — Мы готовимся. А что у нас с аэроэкспрессом, который должен связать Балтийский вокзал с аэропортом Пулково? — Если этот проект рассматривать по принципу работы аэроэкспрессов по всей России (когда аэропорт является конечной станцией), то при подсчёте потенциального пассажиропотока он не является столь экономически выгодным и рентабельным, как если бы это был транзитный маршрут. Вот смотрите, мы подсчитали пассажиропоток из Гатчины и Ораниенбаума через аэропорт Пулково и выяснили, что те пассажиры, которые могут пользоваться услугами аэропорта (улетать, прилетать, встречать, провожать), могут быть транзитными. При подсчёте финансовой модели такой проект показал себя достаточно привлекательным с финансовой точки зрения и удобным как для жителей, так и для транспортной компании. Удачное местоположение Пулково относительно двух магистральных линий Октябрьской железной дороги (Балтийского и Варшавского направлений) рационально решает вопрос обеспечения оптимальной транспортной доступности международного аэропорта Пулково, обладающего статусом 7–й степени свободы и находящегося в точке пересечения двух проектируемых диаметральных маршрутов пригородного и внутригородского пассажирского сообщения (Д1 Ораниенбаум — Пулково — Белоостров и Д2 Гатчина — Варшавская/Сиверская — Пулково — Токсово). Можно сказать, что здесь стыкуются логистические интересы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Аэропорт Пулково может стать "сердцем" Петербургского транспортного узла, объединив на пересечении магистральных линий Балтийского и Варшавского направлений Октябрьской железной дороги в единый транспортный узел железнодорожные связи объектов северных районов петербургской агломерации ("Лахта Центр"), центра города, объектов Варшавского направления (КВЦ "Экспофорум") и объектов Балтийского направления (ГМЗ "Петродворец", Стрельна, Ораниенбаум, Гатчина). Реализация проекта обеспечит надёжную и быструю (15–20 минут) железнодорожную связь центра города и пригородов с аэропортом и придаст импульс всестороннему развитию южных территорий петербургской агломерации. А где будет находиться конечная остановка в Петербурге? — Транзитной точкой в городе будет станция "Волковская". Сейчас данная станция метро загружена на 30%, для сравнения: станция метро "Площадь Восстания" в час пик загружена более чем на 100%, то есть люди стоят в очереди уже на вход в метро. Получается, пассажиры из аэропорта будут приезжать на "Волковскую"? — На "Волковскую", где будет построен транспортно–пересадочный узел, где можно будет пересесть на диаметр двух пригородных направлений — Д1 и Д2 — и уехать в сторону Приморска, Гатчины или Ораниенбаума. Давайте поговорим про пассажирские перевозки. "Ласточки" в Выборг, Псков, Новгород и Петрозаводск показали достаточно хорошую эффективность. Будут ли ещё направления? — Вы ещё не упомянули запуск скоростного электропоезда в Тихвин, который обсуждался лет десять. В прошлом году мы совместно с заместителем председателя правительства Ленинградской области Сергеем Харлашкиным торжественно запустили для Тихвина "Ласточку". Поезд пользуется успехом, а его заполняемость приближается к 90%. Сейчас мы отдаём предпочтение полноценному развитию Санкт-Петербургского узла и диаметров Д1 и Д2, потом уже будем думать о следующих "Ласточках". Когда будут запущены Д1 и Д2, можете назвать примерные сроки? — Концепция развития всего Санкт-Петербургского узла была подписана в прошлом году губернаторами Санкт–Петербурга, Ленинградской области и генеральным директором ОАО "РЖД". В ней сроки комплексного развития указаны — до 2030 года. Электрификация линий Левашово — Сертолово когда планируется и запустят ли там "Ласточки"? — Совсем недавно выезжали туда с осмотром. Могу сказать, что проект на финальной стадии и в следующем году планируем приступить к строительно–монтажным работам при наличии инвестиций. А Кудрово? — Что касается Кудрово, вместе с руководителями Ленинградской области проводили выездное совещание там на месте. Очевидно, что существующие железнодорожные пути сегодня не способны перевозить тот пассажиропоток, который прогнозируется. Поэтому сейчас совместно с властями города и области решаем, как мы будем двигаться в этом направлении. Там за Кудрово ещё находится Оккервиль, также за КАД планируется строительство нового массива, поэтому планов много, но по срокам сейчас сложно сказать. Одним из ключевых вопросов реализации данного проекта является электрификация этого направления. Мы понимаем, что это очень финансово ёмкая статья затрат. Думаем, ищем варианты, в том числе с использованием перспективных типов подвижного состава. Когда окончательно утвердят трассировки северо–восточного и юго–западного грузовых обходов, понятен ли уже период их строительства? — Трассировка северо–восточного обхода согласована, юго–западного — на финальной стадии. Уже проводится проектирование. Далее экспертиза, и, как только мы её получаем, сразу же приступаем к строительству. Но надо понимать, что удобных диаметральных пригородных перевозок мы не сможем создать до тех пор, пока не построим северо–восточный обход, то есть всё грузовое движение с Сосновского направления мы должны выве