Не мытьем, так цельнокатаньем



Железнодорожные операторы могут попросить правительство временно снять запрет на поставку в Россию железнодорожных колес украинского «Интерпайпа». Консенсуса между самими операторами по этому вопросу пока нет, однако они отмечают рост цен на колеса и на ремонт колесных пар, считая, что допуск стороннего производителя мог бы сгладить цену. Металлурги, впрочем, говорят, что в одностороннем порядке цены не повышали, а об одновременном ремонте заводов по выпуску колес — с этим обстоятельством операторы связывают опасения дефицита — объявлялось заранее. Некоторые железнодорожные операторы предлагают вернуть доступ на рынок украинскому «Интерпайпу», чтобы решить проблему роста цен на цельнокатаные колеса (ЦКК). Об этом “Ъ” рассказал исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. По его словам, по итогам года ожидается профицит железнодорожных колес. Однако вследствие того, что операторы начали массово выводить вагоны из ремонтов на фоне роста спроса на грузоперевозки, образуется локальный дефицит. Он может усугубиться из-за остановки на профилактику мощностей основных производителей — Выксунского завода Объединенной металлургической компании и «Евраз НТМК» группы Evraz. Часть посредников, рассказывает Алексей Дружинин, в свете этих обстоятельств скупили крупные партии колес для перепродажи. «Наличие альтернативного производителя, будь то Украина или Китай, позволило бы сгладить эти ценовые колебания»,— полагает господин Дружинин. При этом, отмечает он, на данный момент в СОЖТ нет единого мнения по вопросу привлечения «Интерпайпа». Последние годы «Интерпайп» поставлял колеса на российский рынок на условиях заградительной пошлины в 34,22%, приостанавливавшейся на год летом 2019 года. А в декабре 2020 года импорт попал под полный запрет: ЦКК и крупное вагонное литье были добавлены в список санкционной продукции, запрещенной к поставке с Украины (см. “Ъ” от 23 декабря 2020 года). Но еще до запрета компания сменила канал поставок (см. “Ъ” от 22 октября 2020 года), начав продавать колеса на российский рынок через не связанные с собой структуры. По статистике ЕАЭС, за 2020 год с Украины в Россию было ввезено $156,8 млн товаров по товарной группе 8607, включающей колеса. Тогда на Россию приходилось 70% всего импорта этой позиции в ЕАЭС в стоимостном выражении. В январе—мае 2021 года доля России в украинском экспорте этой группы товаров резко упала, до 45%, но поставки продолжали идти, объем составил $28,4 млн. Собеседник “Ъ” в отрасли говорит о том, что накануне предстоящей остановки производства ЦКК на обоих российских заводах вагоноремонтные компании объявили о подъеме с августа цен на капремонт на 10 тыс. руб., ссылаясь на рост закупочной стоимости ЦКК на 5 тыс. руб. (подробнее см. “Ъ” от 21 июня). Временное разрешение на импорт колес с Украины позволило бы увеличить конкуренцию на рынке, говорит он. Другой собеседник “Ъ”, выступая за снятие ограничений с колес «Интерпайпа» в целом, видит за запретом «интересы бенефициаров сбыта китайской продукции и отечественных металлургов, нацеленных сохранять завышенные цены и корродировать рынок сбыта колес». «Парализованный металлургическим лобби регулятор отступает в этом вопросе,— говорит он,— однако объем обращений от различных участников рынка будет лишь расти: следующими должны выступить производители вагонов». В Объединении вагоностроителей, которое в июне уже обращалось к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой сдержать рост цен на металл, от комментариев отказались. В ОМК комментариев не дали. В Evraz говорят, что поставляют колеса в рамках заключенных в декабре 2020 года и в первом квартале 2021 года договоров, в которых согласованы принципы определения цен и объемов поставок колес. «Никаких односторонних пересмотров ценовых условий на поставку колес со стороны Evraz не было,— заявили “Ъ” в компании.— Новые договоры также не заключались». График плановых ремонтов оборудования составляется и утверждается до начала календарного года, и программа продаж формируется с учетом этих ремонтов, что позволяет удовлетворить в полном объеме взятые на себя гражданско-правовые обязательства и не создает дополнительного влияния на рынок, добавляют в Evraz. При этом источник на рынке говорит, что странно открывать дорогу украинским колесам в ситуации, когда многие операторы РФ находятся под украинскими санкциями и не могут отправлять вагоны в страну.

Автор: Наталья Скорлыгина


Ссылка на источник



Новости НП ГЖТ