ОАО "РЖД" планирует изменить порядок осмотра фитинговых упоров



Изменить Устав железнодорожного транспорта РФ намерено ОАО «РЖД». Правда не весь, а лишь ст. 20, в частности изменить процедуру осмотра фитинговых упоров и перенести ответственность за техническую исправность этих деталей с перевозчика на грузовладельца. Заявлено, что изменения приведут к взрывному росту контейнерных перевозок по всем номенклатурам.



Положительный тренд. Но может быть больше Если сравнивать статистику по контейнерным перевозкам за апрель 2021-го с аналогичным периодом прошлого года, то рост составляет 19%, отметил заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) по грузовой и коммерческой работе Дмитрий Горох. Более того, он считает, что показатель мог бы быть еще выше. «19% – это не предел. Грузов могло быть больше. Но ряд технологически-нормативных неувязок мешает более широкому распространению перевозки грузов в контейнерах. К ним я бы отнес необходимость постоянной проверки технической исправности фитингового упора на железнодорожной платформе, которую необходимо осуществлять в конце каждого рейса», – сказал он на заседании экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок. За техническое состояние контейнера несет ответственность грузоотправитель. Он, согласно нормативам ОАО «РЖД», обязан перед каждой погрузкой произвести осмотр контейнера на целостность сварных швов, на наличие трещин, изломов, прогибов. Но главная сложность в том, что оценить состояние фитинговых упоров платформ возможно только тогда, когда фитинговые упоры свободны и на них не стоят контейнеры. Дмитрий Горох отмечает: зачастую, особенно при перевозке грузов в танк-контейнерах, нет необходимости поднимать и опускать контейнер при выгрузке. «Осмотр не является целесообразным, так как высокая вероятность повреждения фитингового упора возникает при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций с контейнера», – продолжает он. Контейнерный поезд – это не менее 58 железнодорожных платформ. На них грузятся до шестидесяти 40-футовых или в 2 раза больше 20-футовых контейнеров. Получается, что осмотрщик должен проверить от 240 до 480 ед. фитинговых упоров. Причем прежде чем осмотреть фитинговые упоры, платформы с контейнерами перегоняют на контейнерный терминал, платформы освобождают от контейнеров, а после осмотра и внесения записи в книге формы ВУ-14 контейнеры в обратном порядке грузятся на платформы. Эксперты заявляют, что процедура может занимать до 4 дней. А если за груз отвечает не перевозчик, а грузовладелец? ОАО «РЖД» предлагает отнести фитинговые упоры к несъемным приспособлениям для крепления, ответственность за их техническую исправность снять с перевозчика и возложить на грузовладельца. Сейчас же, напомним, согласно ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ эта ответственность лежит на перевозчике и согласно действующим нормативам именно перевозчик обязан предъявить грузоотправителю уже порожние фитинговые платформы для осмотра упоров. Между тем ОАО «РЖД» совместно грузоотправителями еще в прошлом году создали пилотный проект – ряд контейнеров запустили по закольцованному маршруту, в котором контейнеры из-под выгрузки не снимают, а возвращают на ту же станцию, где есть возможность поднять и осмотреть фитинговые упоры. Участники назвали проект перспективным. Теперь ОАО «РЖД» намерено распространить этот опыт, соответствующий документ был направлен в Министерство транспорта РФ. Виктор Марков, первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер», уверен, что если переложить ответственность на грузоотправителя, то процедура смотра фитинговых упоров значительно упростится: «Существенно снизятся и временные затраты, и финансовые – не всегда есть возможность отправлять вагоны для осмотра на пути общего пользования». Однако перемена ответственного за груз может принести новый вал проблем. По мнению Сергея Семенцова, главного инженера ООО «СинтезРейл», менять требуется не только статьи Устава железнодорожного транспорта, но и огромный нормативный пласт документов, в том числе и федерального уровня: «Необходимо точно понимать, как будет определяться пригодность фитинговых упоров, кто будет обучать персонал мелких грузоотправителей». Автор: Алена Алешина


Ссылка на источник

Новости НП ГЖТ