Претензия к перевозчику: права есть не у всех



Несмотря на то, что в сфере железнодорожных перевозок споры и предъявление претензий – привычное дело, не все участники разбираются в тонкостях процесса. О том, кто отстаивает свои права в конфликтных ситуациях, рассказал Андрей Голубчик, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ ВАВТ Минэкономразвития России.

В первую очередь он отметил, что в Уставе железнодорожного транспорта четко обозначены субъекты, которые могут обращаться с претензиями перевозчику и исковыми заявлениями в суд. Нарушение данного требования чаще всего влечет за собой отказ.


«Я должен напомнить о статье устава, в которой прописаны всего три субъекта, имеющих право на предъявление претензии и исков перевозчику: грузоотправитель, грузополучатель и страховая компания, выплатившая страховое возмещение. Что касается оператора железнодорожного состава, то закон квалифицирует его как арендодателя. Он дает подвижной состав, контейнеры на одну поездку, на какое-то время, если речь о долгосрочной аренде, но это совершенно иная форма взаимоотношений. Они подпадают под нормы общегражданского права. Это парадоксально и многим не нравятся, но факт остается фактом», – пояснил А. Голубчик.


Кроме того, он обратил внимание, что ни в российском, ни в международном транспортном праве нет понятий «экспедитор», «грузовладелец», «товаровладелец». Это не по душе крупным компаниям, которые реально владеют грузом, но не могут напрямую влиять на качество оказания услуг по перевозке.


«Есть структуры, например экспедиторы или операторы подвижного состава, которые принимают на себя распространенную услугу – оплату тарифа за третью сторону. Однако нет такого понятия, как «плательщик тарифа», – подчеркнул А. Голубчик.


Спикер рассказал о недавнем решении Верховного суда, по делу между ОАО «РЖД» и компанией «Союзуголь», которое, на его взгляд, беспрецедентно. Речь шла о взыскании с плательщика тарифа штрафа за перевес вагона, который погрузили в Казахстане. Верховный суд решил, что фактически структура «плательщик тарифа» есть, поэтому с него можно взыскивать деньги за все прегрешения грузоотправителя.


То, что одной из распространенных ошибок в подаче претензии или иска является неверно выбранный субъект, подтвердила Татьяна Проценко, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Проценко и партнеры». По ее словам, этот вопрос часто вызывает затруднения, и даже среди транспортных экспертов мнения расходятся, несмотря на то, что категории четко прописаны в законе.


«До подачи иска в суд необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. В Уставе железнодорожного транспорта прописано, кто имеет право обратиться с претензией, а кто имеет право в дальнейшем обратиться с исковым заявлением. Основное лицо, которое может подать претензию перевозчику, – это грузополучатель или грузоотправитель. Собственно, эти категории больше всех и страдают. По некоторым видам споров таким правом обладает владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец вагонов или контейнеров, в частности, по спорам о порче и утрате принадлежащего ему имущества», – рассказала Т. Проценко.


Казалось бы, все просто, но трудности у участников перевозочного процесса продолжают возникать. Юрист представила недавнее решение арбитражного суда Московского округа. В иске к компании «РЖД» отказали именно по причине того, что обратился ненадлежащий истец. Грузовладелец, который остался недоволен оказанной услугой, не имел права предъявлять претензий. Кроме того, Т. Проценко подчеркнула, что при разрешении конфликта важно соблюдать сроки подачи заявки, прописанные в законе.


Автор: Мария Салеева



Ссылка на источник


Ссылка на изображение

Новости НП ГЖТ