Штраф всему голова. РЖД опробуют систему наказаний грузовладельцев за перевес. В качестве подопытных


Мы уже неоднократно отмечали особенность монополии и регуляторов решать те или иные отраслевые проблемы за счёт участников рынка. Операторы и грузоотправители попадают под раздачу РЖД и ФОИВов с завидным постоянством. Осенью мы рассказывали о предложении Минтранса штрафовать грузоотправителей за задержки при погрузке-выгрузке. Тогда опрошенные нами клиенты монополии были в шоке от инициативы.

Оказывается, провиниться грузоотправители могут не только с задержками, но и с лишними тоннами. Так, в бурятских СМИ появилась информация о том, что ж/д монополия в регионе массово штрафует своих клиентов (грузоотправителей) за малейший перевес. Подробно об этом написано в материале газеты «Номер один», который мы публикуем ниже.


В Бурятии бизнесменов облагают миллионными штрафами за малейший перевес на РЖД


Республика становится полигоном для отработки новых федеральных экспериментов со стороны госмонополистов. Суть его заключается в отладке механизма, позволяющего монополистам получать сверхдоходы от высочайших штрафов, которыми начали обкладывать грузоотправителей Бурятии.


Перевес с прибылью

С недавних пор Восточно-Сибирская железная дорога (ОАО «РЖД») стала массово подавать иски в суд на предпринимателей Бурятии, пользующихся ее услугами при отправке грузов по железной дороге. Суть простая, но весьма доходная. Предприниматели грузят на станции лес, его взвешивают и выписывают провозную плату. Далее груз едет по дороге, где его сохранность и габариты формально гарантирует РЖД.

Но когда поезд добирается до границы, тут грузоотправителя ждет сюрприз – железнодорожники снова взвешивают груз и спустя несколько дней или недель заявляют, что, дескать, у вас там был перевес. Предприниматель, когда узнает о перевесе, чаще всего согласен доплатить (мало ли что может произойти при движении состава по дороге, к примеру, дождь мог вымочить полувагон, вот он и «потяжелел»). Тем более что чаще всего «перевес» оказывается небольшим, в большинстве случаев дополнительное расхождение по провозной плате выходит на пару сотен рублей.

Но не тут-то было. Железнодорожники насчитывают неустойку не за конкретный перевес, а берут всю стоимость провозной платы за весь груз и умножают ее в пять раз! Если, допустим, перевозка по железной дороге груза от станции Медведчиково до станции Наушки стоит 30 тысяч рублей, то малейший перевес оборачивается грузоотправителю иском в примерно 150 тысяч рублей. Учитывая, что люди отправляют не один вагон, некоторые предприниматели «попали» на подобных расчетах на миллионы рублей.

– Я загрузил древесину на станции Медведчиково, там у дороги есть весы, которые, отмечу особо, прошли поверку на точность, взвешиваем груз в присутствии работника станции, мне выписывается квитанция, оплачиваю и груз дальше едет до границы, – рассказывает «Номер один» предприниматель Анатолий Заболотский. – Там груз перевешивают и нам выписывают штраф в пятикратном размере. Но возникает вопрос: ведь ваши же весы на станции отправления взвесили груз, почему вы те измерения не принимаете во внимание? В чем наша вина? Почему за ваши «расхождения» нас заставляют через суд платить за весь груз в пятикратном размере?

С конца прошлого года на экспортеров Бурятии посыпались иски в Арбитражный суд со стороны РЖД. Казалось бы, наш гуманный и, главное, опытный суд разберется.

Грузят по полной

– Складывается такое впечатление, что Арбитражный суд начинает с того, что смотрит: а кто у нас истец? – говорит юрист Владимир Прусиков. – Хотя РЖД и является ОАО, но 100 процентов его акций принадлежит государству, и очевидно, что для суда это имеет чрезвычайно большое значение. Хотя в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом все субъекты хозяйственной деятельности равны, и если одно ОАО подает иск на другое ОАО, то никакого преимущества в судах быть не должно в принципе. Но в данном случае прослеживается обратное. Ведь исковые требования основываются на документах, разработанных и принятых самим РЖД, а судьи их почему-то воспринимают чуть ли не как за нормативные акты.

Это так контрастирует с тем, когда в суд идут разбираться обычные частники. Например, вы перевозите свою мебель и домашнюю утварь в Иркутск на грузовике. А ближе к Иркутску, допустим, водитель, которого вы наняли, перевешивает вашу мебель, сам втихаря находит «перевес» и потом вчиняет вам иск в пятикратном размере от стоимости вами заплаченной платы – 50 тысяч рублей.

Понятно, что в этом случае ответ в суде такому горе-истцу будет очевиден. Получили оплату? Согласились принять в точке А груз таким-то весом и доставить его до точки Б? Согласились. Ну, тогда все, что с грузом происходит по дороге, это не проблема клиента, а ваша забота. Логично и справедливо.

Но в случае с РЖД в Бурятии суды почему-то соглашаются с «перевесом», с просто запредельно высокими штрафами и санкциями к грузоотправителю и взыскивают деньги с них, что доказывает целая череда недавно выигранных железнодорожниками исков в Арбитражном суде Бурятии. Причем судами не принимается к сведению и то, что, когда грузы пересекают границу с Монголией и Китаем, у тамошних железнодорожников нет к грузам никаких претензий. То есть никаких расхождений с первоначально заявленным весом за границей не усматривают. Интересно, не правда ли?

Ситуация для бурятских предпринимателей сложилась просто безвыходная.

И не только для них.

– В таежных поселках у нас просто нет другого варианта, чтобы выжить, кроме как валить лес и сдавать его экспортерам, – рассказал один из сельских лесорубов.

И если последние, столкнувшись с неожиданными астрономическими штрафами, просто свернут бизнес, к чему ведут их запредельно высокие штрафы и равнодушие судей, то что тогда будут делать безработные сельские жители? Выходить на большую дорогу? Чего государство в лице РЖД добивается в итоге? Какую альтернативу оно создало безработным? Или просто деньги затмили рассудок?

Представители пресс-службы ВСЖД на вопросы редакции не ответили.

Заразительный пример

Судя по всему, мы становимся свидетелями обкатки на довольно слабом в политическом и экономическом плане регионе новой модели взаимодействия монополистов с бизнесом. Он, насколько можно судить, заключается в том, чтобы государственным и полугосударственным структурам найти новый источник получения доходов в условиях кризисного падения грузоперевозок.

По всей видимости, железнодорожникам понравилась отработанная олигархом Ротенбергом схема введения системы дорожного сбора владельцами грузовиков «Платон». Железнодорожники, судя по всему, решили не отставать. И если в Бурятии все пройдет как надо, то эксперимент затем могут распространить на всю страну. Причем создается впечатление, что подобную схему с «перевесом» могут затем использовать и на обычных людей, пользующихся пассажирскими поездами. А куда деваться людям? Вариантов нет – ехать-то надо.


Ссылка на источник

Новости НП ГЖТ