Проект ФЗ «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»

27.11.2018

 

Дата создания: 26 ноября 2018 г.

 

Разработчик: Минтранс России

 

Сотрудник, ответственный за разработку проекта: Лихачев Сергей Сергеевич

 

Процедура: Оценка регулирующего воздействия

 

Вид: Проект федерального закона

 

Виды экономической деятельности: Транспорт

 

 

 

Вносится  Правительством Российской Федерации

 

Проект

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

О прямых смешанных (комбинированных) перевозках

 

Статья 1.       Предмет регулирования

 

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями при организации и осуществлении перевозок грузов, пассажиров в прямом смешанном сообщении.

2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, отношения, возникающие между транспортными организациями при организации и осуществлении перевозок грузов, пассажиров, багажа в прямом смешанном сообщении, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними правилами перевозок пассажиров, багажа, грузов.

 

Статья 2.       Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

прямая смешанная перевозка - перевозка грузов, пассажиров, разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования;

единый транспортный документ - перевозочный (проездной) документ, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, груза. Форма единого транспортного документа и порядок его заполнения утверждается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики в области транспорта;

грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, выступающее в качестве стороны по договору прямой смешанной перевозки груза  и указанное в едином транспортном документе;

грузополучатель - физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза  и указанное в едином транспортном документе;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира в прямом смешанном сообщении;

перевозчик - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выступающие стороной в договоре прямой смешанной перевозки, в обязанности которого входит доставка груза, пассажира и принадлежащего ему багажа из пункта отправления в пункт назначения, либо между пунктами на любом из участков пути следования груза, пассажира, и принадлежащего ему багажа в прямом смешанном сообщении, а также выдача груза, грузополучателю в пункте назначения;

транспортные организации - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, перевозчики, операторы морских терминалов, операторы грузовых терминалов аэропортов, операторы железнодорожного подвижного состава, экспедиторы;

пункт прямого смешанного сообщения - включенные в прямое смешанное сообщение железнодорожная станция, автомобильная станция (автостанция), автовокзал, транспортно-пересадочный узел, речной порт, морской порт, морской терминал, причал, аэропорт, транспортно-логистический центр, в которых осуществляются операции по посадке и высадке пассажиров, операции по приему к перевозке и выдаче грузов, операции по погрузке и выгрузке грузов, а также операции по пересадке пассажиров с одного вида транспорта на другой вид транспорта (далее - пункт пересадки), операции по перевалке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта (далее - пункт перевалки);

 

Статья 3.       Основы государственного регулирования деятельности в области прямых смешанных перевозок

 

1. Государственное регулирование деятельности в области прямых смешанных перевозок осуществляется в целях обеспечения:

целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования транспортного комплекса и повышения его конкурентоспособности;

доступности транспортных услуг при организации перевозок различными видами транспорта;

своевременного и полного получения потребителями информации об услугах по прямым смешанным перевозкам;

сокращения затрат потребителей на доставку товаров;

динамичного развития транспортной системы Российской Федерации.

2. Государственное регулирование деятельности в области прямых смешанных перевозок осуществляется путем:

выработки и реализации государственной политики в области транспорта;

регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в сфере транспорта и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке транспортных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;

осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц, участвующих в организации и осуществлении прямых смешанных перевозок;

выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций;

утверждения федеральным органом исполнительной власти в области транспорта формы единого транспортного документа, в том числе в электронном виде, удостоверяющего заключение договора прямой смешанной перевозки пассажира, груза, багажа.

 

Статья 4.       Основы осуществления прямых смешанных перевозок

 

1. Прямые смешанные перевозки могут осуществляться с перегрузкой (перевалкой) грузов в пути следования с одного вида транспорта на другой или без выгрузки груза из транспортного средства, в котором перевозка была начата (комбинированные перевозки в прямом смешанном сообщении).

Перевозки пассажиров, грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются между включенными в перечень пунктов прямого смешанного сообщения железнодорожными, автомобильными станциями (автостанциями), автовокзалами, морскими портами, речными портами, аэропортами и иными транспортными терминалами, открытыми для выполнения соответствующих операций (оказания услуг), сформированный транспортной организацией, с учетом недопущения создания дискриминационных условий в отношении транспортных организаций.

Перевозки в прямом смешанном сообщении с участием морского и внутреннего водного транспорта осуществляются с учетом сроков открытия и закрытия навигации.

2. Перевозчик обязан довести до сведения пассажира, в том числе путем размещения на своем сайте в сети «Интернет» в форме открытых данных, следующую информацию о прямой смешанной перевозке:

перечень пунктов прямого смешанного сообщения, начальная и конечная точки маршрута, пункты пересадки, с указанием видов транспорта на каждом отрезке маршрута;

расписание движения транспортных средств соответствующего вида транспорта на всем пути следования пассажира;

размер провозной платы;

перевозчики, участвующие в прямой смешанной перевозке с указанием их наименования, места нахождения, а также отрезка маршрута, на котором он осуществляет перевозку, транспортной организации, оказывающей услуги пассажирам в пункте пересадки указанием их наименования, места нахождения.

 

Статья 5.       Соглашения об организации прямого смешанного сообщения

 

1. Для организации перевозок в прямом смешанном сообщении транспортные организации, заинтересованные в осуществлении таких перевозок, заключают между собой соглашения об организации прямого смешанного сообщения.

Предложение о присоединении направляется заинтересованной транспортной организацией всем участникам предполагаемого соглашения об организации прямого смешанного сообщения не менее чем за один месяц до предполагаемой даты присоединения.

Соответствующая информация размещается заинтересованной транспортной организацией на своем сайте  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Соглашение об организации прямого смешанного сообщения  заключается на основании свободного волеизъявления заключающих его транспортных организаций, присоединение к соглашению осуществляется в порядке, установленном самим соглашением.

Транспортная организация, выразившая желание расторгнуть соглашение об организации прямого смешанного сообщения, уведомляет об этом другие транспортные организации за три месяца до предполагаемой даты расторжения соглашения об организации прямого смешанного сообщения. В течение данного времени транспортная организация продолжает выполнять операции по перевозке и перевалке грузов, перевозке и пересадке пассажиров до выполнения обязательств, вытекающих из договоров перевозки, которые были заключены до прекращения действия соглашения, а также несет ответственность по обязательствам, связанным с перевозкой грузов и пассажиров в прямом смешанном сообщении, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 6.       Существенные условия соглашения об организации прямого смешанного сообщения

 

1. В соглашении об организации прямого смешанного сообщения в зависимости от вида перевозок (пассажирские, грузовые) указываются:

пункты прямого смешанного сообщения, в том числе пункты, на которых производятся перевалочные и передаточные операции, а также операции по пересадке пассажиров;

условия работы пунктов перевалки;

условия работы пунктов пересадки;

порядок согласования заявок на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении, в том числе перечень подразделений транспортных организаций, ответственных за согласование заявки;

условия обмена информацией о перемещении пассажиров, багажа, грузов, а также условия автоматизированного обмена информацией при организации и выполнении прямых смешанных перевозок грузов, пассажиров, багажа;

порядок розыска груза, багажа;

порядок рассмотрения претензий пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;

порядок взаимодействия по изготовлению, хранению, использованию и учету бланков единых транспортных документов;

порядок расчетов между транспортными организациями;

срок действия соглашения;

основания изменения соглашений.

2. Помимо указанных существенных условий в соглашении об организации прямого смешанного сообщения для перевозки грузов по каждому пункту перевалки с учетом условий его работы предусматриваются:

порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;

места оформления передачи грузов;

места и сроки перевалки;

в необходимых случаях - расписание подачи транспортных средств в пункты перевалки под погрузочно-разгрузочные работы, а также условия въезда на территорию пункта перевалки;

иные положения в зависимости от условий работы конкретного пункта перевалки.

 

Статья 7.       Ответственность транспортных организаций по обязательствам, связанным с перевозкой пассажиров, багажа грузов в прямом смешанном сообщении

 

1. Ущерб, причиненный при перевозке пассажиров, возмещается перевозчиком того вида транспорта, на котором причинен ущерб пассажиру.

Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком, в обязанности которого входит выдача груза в пункте назначения.

Перевозчики несут субсидиарную ответственность по обязательству перевозчика, возникшему в связи с нарушением прав пассажира, грузоотправителя, грузополучателя, если законом или договором не предусмотрена солидарная ответственность по такому обязательству.

Транспортные организации также несут ответственность за иные нарушения своих обязательств в связи с осуществлением прямой смешанной перевозки.

2. Ответственность перевозчика соответствующего вида транспорта перед пассажиром, грузоотправителем (грузополучателем) определяется, как если бы он являлся перевозчиком по договору перевозки пассажира, груза соответствующим видом транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Исполнение перевозчиком обязательства по выплате пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю возмещения в полном объеме освобождает остальных перевозчиков от исполнения данного обязательства.

Если иное не предусмотрено соглашением об организации прямого смешанного сообщения, перевозчик, исполнивший обязательство по выплате пассажиру, грузоотправителю (грузополучателю) возмещения, имеет право регрессного требования к перевозчикам, которые нарушили права пассажира, грузоотправителя (грузополучателя) в размере суммы выплаченного возмещения.

Если перевозчик, который нарушил права пассажира, грузоотправителя (грузополучателя), не установлен, то регрессное требование предъявляется к каждому перевозчику в доле, пропорциональной части причитающейся каждому из них провозной платы, за вычетом доли, приходящейся на самого перевозчика, который исполнил обязательство по выплате пассажиру, грузоотправителю (грузополучателю) возмещения.

4. Риск банкротства транспортной организации, участвующей в перевозке в прямом смешанном сообщении, возлагается на стороны соглашения об организации прямого смешанного сообщения.

В случае введения в отношении перевозчика или транспортной организации, которые нарушили права пассажира, грузоотправителя (грузополучателя), процедуры, применяемой в деле о банкротстве, причитающаяся с перевозчика или транспортной организации и не уплаченная ими часть возмещения распределяется между всеми участниками соглашения об организации прямого смешанного сообщения пропорционально части причитающейся каждому из них провозной платы, если иное не предусмотрено  договором между участниками соглашения об организации прямого смешанного сообщения.

 

Статья 8.       Обстоятельства, освобождающие от ответственности

 

1. Перевозчики освобождаются от ответственности, предусмотренной статьей 8 настоящего Федерального закона, если докажут, что ненадлежащее исполнение или неисполнение ими своих обязательств по договору произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в том числе вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки (погрузки) грузов, перевозки пассажиров, установленных в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами и кодексами;

действий или бездействия грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров;

устранения обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей;

иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств, в том числе вследствие скрытых недостатков упаковки груза, багажа или естественных свойств груза, багажа.

2. Перевозчики также освобождаются от ответственности за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, в случаях если:

груз прибыл в исправном транспортном средстве, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, в том числе без следов вскрытия в пути следования;

перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя;

недостача груза не превышает минимальную норму естественной убыли из применяемых на разных видах транспорта, участвующих в перевозке и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в едином транспортном документе;

груз прибыл в исправных таре или упаковке.

 

Статья 9.       Вступление в силу

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трехсот шестидесяти дней с даты его официального опубликования.

2. С даты вступления в силу настоящего Федерального закона главу V Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170, 2007, № 46, ст. 5554), главу ХIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001, 2003, № 14, ст. 1256, 2003, № 27, ст. 2700, 2004, № 27, ст. 2711, 2006, № 50, ст. 5279, 2006, № 52, ст. 5498, 2007, № 27, ст. 3213, 2007, № 46, ст. 5554, 2007, № 46, ст. 5557, 2007, № 50, ст. 6246) признать утратившими силу.

 

Статья 10.     Порядок применения актов, изданных до вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства и иные правовые акты Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Федеральному закону должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Статья 11.     Переходные положения

 

Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

 

           Президент

Российской Федерации

 

 

Ссылка на источник

Please reload

Новости НП ГЖТ

О заседании Подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству: «Эффективность вагонного парка на международном рынк...

October 10, 2019

1/10
Please reload

Недавние посты