Россия направит экспортные потоки в новые порты: основные логистические решения

13.03.2019

В четверг в московском «Марриотт Отеле» прошла ежегодная конференция РБК «Логистика 2019: инвестиции в эффективность». Топ-менеджеры ведущих компаний и представители правительства обсудили вопросы модернизации логистической отрасли — основные тенденции и проблемы.

 

Открыл мероприятие замдиректора департамента программ развития Минтранса Евгений Ткаченко. Будущее — в переходе на цифровые технологии и в смарт-контрактах (электронные контракты между участниками сделки, которые используются в системе блокчейна. — Ред.), заявил чиновник. 

«Мы должны следовать за тенденциями в бизнесе, а это цифровизация грузовых перевозок, уход от бумаги и использование искусственного интеллекта без участия человека», — пояснил Ткаченко. Его поддерживали и другие участники конференции — например, Юлия Тарасенко — представитель компании «Новотранс Актив». Она отмечала, что переход на цифру — самый современный и оптимальный путь развития логистического рынка. 

Евгений Ткаченко отмечал, что свои планы до 2035 года Минтранс подробно прописал в своей стратегии развития, но чиновники по-прежнему открыты к предложениям от бизнеса и готовы вносить корректировки в свои решения, исходя из конкретной практики. 

Однако важное направление — это увеличение экспорта товаров. Одним из направлений для развития могут стать Китай, Япония и Вьетнам. 

Уже сегодня, как отмечали участники дискуссии, в Китай отправляются по 4 тыс. поездов в год. А в ближайшие годы их количество будет только наращиваться, прорабатывается запуск рефрижераторных контейнерных поездов для экспорта молочной продукции, мяса и курицы. 

«Япония и Китай очень хотят с нами работать, но им действительно нужно отслеживать грузы на своих стандартах. А вот это риски. На наших [стандартах] — пожалуйста. Нам нужны эффективность и гарантированное отслеживание состояния груза: где он, как себя чувствует и когда прибудет. Нам главное — не быстрее, а вовремя», — участвовал в дискуссии Ткаченко. 

«Самое важное — это понимать, куда пойдет потом поток товаров и как государство собирается его направлять, — отмечал представитель LFA Logistics Field Audit Андрей Хлус. — Все остальное вторично». 

Впрочем, уже сегодня перевозчики могут быстро рассчитать самую оптимальную стоимость и маршрут доставки грузов в онлайн-режиме буквально несколькими кликами, рассказала представитель Российского экспертного центра Алевтина Кириллова. Следующий шаг — переход к электронной заявке в «одном окне». 

Параллельно центр проводит анализ транспортных узлов по восьми основным экспортным коридорам. «Нам нужны инновационные решения не только в техническом плане, но и модернизация инфраструктуры, — отмечала Кириллова. — Нужно проработать и проанализировать нагрузку на все объекты по этим коридорам и собрать сведения в динамичную карту». 

Впрочем, модернизацией логистического сектора активно занимается компания «Усть-Луга», которой принадлежит порт с таким же названием в Финском заливе. Генеральный директор фирмы Виктория Федорова представила на конференции его презентацию. 

«Наша компания работает с 1992 года. У нас была возможность построить порт в чистом поле и к нему подвести всю инфраструктуру — автомобильную четырехполосную дорогу и железнодорожные станции, — рассказала директор. — Сейчас работают три станции и две еще строятся». 

Сам порт — это двенадцать действующих терминалов и три строящихся, короткий подходной канал, у порта почти отсутствует ледовый период, в наличии два подходных канала, которые обеспечивают круговое движение кораблей, а глубина составляет 17,5 м. 

«Порт работает также в режиме „одного окна“, все терминалы знают, где груз и когда прибудет», — поясняла Федорова. 

Сейчас обороты порта — более 100 млн. тонн грузов в год, но собственники планируют за ближайшие пять лет увеличить его мощность на 50%. И если раньше он был больше ориентирован на импорт, то сейчас стал работать на экспорт, рассказывает Виктория Федорова. Правда, вместо иностранных машин, которые раньше поступали в порт из-за границы, российские поставщики отгружают через него уголь на экспорт. 

Один из новых инвесторов порта — группа компаний «Новотранс». Холдинг планирует уже летом этого года приступить к строительству универсального терминала в порту Усть-Луга (проект LUGAPORT) за 45 млрд. руб. Об этом на конференции рассказал гендиректор ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга» (компания-оператор проекта) Алексей Жарков. При этом он подчеркнул, что огромную помощь «Новотрансу» в различных вопросах оказывают ОАО «РЖД» и Минтранс России. 

В рамках развития 4, 5, 6-й очередей комплекса генеральных грузов в Морском торговом порту Усть-Луга (Ленинградская область) группа компаний «Новотранс» разрабатывает инвестиционный проект строительства многопрофильного транспортно-перевалочного комплекса. Проект LUGAPORT предусматривает создание в составе терминала комплекса по перевалке навалочных и генеральных грузов и комплекса по перевалке зерновых. В сотрудничестве с ПАО «Ленгипротранс» проведены расчеты параметров и спланированы железнодорожные подходы к терминалу, смоделирована возможность выгрузки на терминале 1100 вагонов в сутки. В начале 2018 года проект был представлен на Российском инвестфоруме в Сочи, а также на Петербургском международном экономическом форуме. 

LUGAPORT включает в себя три терминала (зерновой, для пищевых продуктов, а также для навалочных генгрузов), пять причалов, общая длина причальных стенок составит полтора километра. Обрабатываемый флот: суда классов Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize. 

Годовой грузооборот составит 24−28 млн. тонн, на этот уровень проект планируется вывести после 2024 года. Ориентировочные объемы перевалки зерна составляют 6 млн. тонн в год. 

«Подготовительные работы для строительства терминала будут начаты в апреле этого года, — сообщил Алексей Жарков. — По нашим расчетам, в 2024 году мы полностью закончим строительство и запустим проект». По словам спикера, строительство будет начато за собственные средства «Новотранса», затем, возможно, будет привлечено стороннее финансирование. «Первый этап реализации проекта — это создание искусственных земельных участков — мы заходим с инвестициями только «Новотранса». На втором этапе (создание, строительство самого терминала) мы будем привлекать инвестиции. Сейчас ведется работа в этом направлении. Банки из первой десятки весьма заинтересованы в реализации проекта», — сообщил Жарков. 

Директор по перевозкам ООО «Грузовая компания «Новотранс» Николай Цыденов, в свою очередь, заметил, что проект LUGAPORT даст возможность переориентировать грузопоток, который идет в страны Балтии. «Мы создадим экономически более выгодные условия в том плане, что грузовладельцам не придется нести дополнительные расходы из-за транспортировки экспортных грузов из России по территории третьих стран», — резюмировал Николай. 

Сейчас большая доля зерна экспортируется автомобильным транспортом, рассказывал на мероприятии независимый эксперт по логистике зерновых и аграрных грузов Денис Сергеев. 

По его данным, общий урожай зерновых культур в год составляет в среднем от 113 до 135 млн. тонн. На экспорт же идет от 30−40 млн тонн. 

Главная проблема — устаревшие железнодорожные вагоны, плохие подъезды для автомобилей на погрузку зерна в порты, очереди на разгрузку. Однако все это постепенно решается через модернизацию. Правда, пока главные поставки зерна идут через Азовско-Черноморский бассейн, а погрузка идет на суда на малой воде. 

Решением же могут стать современные терминалы, такие, как планируется построить в Усть-Луге.

 

Ссылка на источник

Please reload

Новости НП ГЖТ

О включении Зябкиной А. А. в состав рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в области железнодорожного транспорта

November 20, 2019

1/10
Please reload

Недавние посты