О приоритетном доступе к перевозкам

10.06.2019

 

Основные предложения ОАО «РЖД»

1. Введение принципа приоритетности перевозок на платной основе (механизм take-or-pay). Полученные средства предполагается направлять на развитие инфраструктуры.

2. Определение правительством списка «особо важных грузов», перевозка которых осуществляется в приоритетном порядке. Также правительством определяется список «узких мест».

3. Законодательное уточнение статуса ж/д операторов, создание саморегулируемой организации операторов, определяющей стандарты деятельности операторов и монопольно представляющей ее интересы. Членство в ней является обязательным.

 

Формальное обоснование

1. «Указанные предложения соответствуют поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Акимова М.А. от 7 февраля 2019 г. № МА-П9-867». 

2. «В реализацию пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по вопросу развития портовых мощностей на полуострове Тамань от 7 июня 2016 г. № Пр-1100...».

3. «В реализацию поручений Президента Российской Федерации Путина В.В., данных на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности в г, Кемерово 27 августа 2018 г., в части повышения эффективности логистических решений, обеспечивающих увеличение объемов экспорта российского угля...».

 

Причины появления инициативы

 

Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА: «...цены на уголь и сталь сейчас высокие, а узкие места на перспективном для угольщиков и металлургов направлении: Восточном полигоне (прежде всего — БАМ и Транссиб) — не расшиты (возможности железной дороги ограниченны), конкуренция за доступ к инфраструктуре уже сейчас высока и будет накаляться в ближайшие годы..» - https://pro.rbc.ru/news/5ca370e69a794709f062ef0e

 

Контекст

Вопрос о take-or-pay на железной дороге и сопряженного с ним приоритетного доступа инвестора к инфраструктуре общего пользования обсуждается не первый год, но его введению мешает закрепленный в законодательстве принцип равного доступа к инфраструктуре. Если на загруженных участках сети предоставлять приоритет даже внесшему солидные инвестиции грузоотправителю, интересы других будут ущемлены. В последней версии целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок механизм take-or-pay фигурировал (см. “Ъ” от 21 марта 2018 года), впрочем, в этом году от ЦМР как таковой решили отказаться (см. “Ъ” от 13 февраля). Масштабное обсуждение этого вопроса велось с лета и до конца прошлого года, когда вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак поручили профильным ведомствам, ОАО "РЖД" и совету потребителей ОАО "РЖД" представить согласованные предложения «по совершенствованию механизмов приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры». Тогда ОАО "РЖД" предлагало механизм резервирования пропускной способности через предоплату, Минэкономики — заключить долгосрочные обязывающие договоры на заполнение новых мощностей, Минэнерго — определить приоритетность грузов «повышенной технологичности», а ФАС считала, что главное условие — соблюдение антимонопольного законодательства. Совет потребителей ОАО "РЖД" заявлял, что нужно сначала конкретизировать, что такое узкие места, и описать их критерии, выработать критерии приоритизации, но при этом необходимо обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре и отсутствие роста тарифной нагрузки.

 

Хронология

2 апреля — появление информации в ведущих СМИ (Коммерсантъ, РБК): публикация письма министру транспорта Е. Дитриху за подписью главы РЖД О. Белозерова (письмо есть в приложении).

3-18 апреля — масштабное присутствие в отраслевой повестке, исключительно негативные публичные отклики со стороны сообщества; кульминация — публично выраженная объединенная позиция СОЖТ (18 апреля).

19-23 апреля — информационное затишье в СМИ.

24 апреля — озвучивается позиция вице-премьера правительства (и председателя совета директоров РЖД) Максима Акимова с отрицанием инициативы ОАО «РЖД»; распространение слухов о закулисной атаке на предполагаемых бенефециаров инициативы.

 

 

Критика

 

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) 2 марта 2019 г.: «К сожалению, рынок торговли пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры обязательно будет серым» (ссылка 1, ссылка 2).

  

 

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», 5 апреля 2019 г.: «Появление предложений ОАО «РЖД» о приоритетном доступе к перевозкам обусловлено тем, что пропускные и провозные способности отдельных участков железных дорог страны практически исчерпаны. Выделение приоритетных клиентов и грузов, видимо, должно помочь в решении этой проблемы, по мнению РЖД. Однако не факт, что это произойдет» (ссылка). 

 

Дмитрий Мурев, главный инженер ЦФТО, 5 апреля 2019 г.: «...в ближайшее время дефицит (инфраструктуры) будет ощущаться на наиболее загруженных направлениях сети. В этой связи … в условиях дефицита инфраструктуры обеспечение перевозочного процесса должно осуществляться на основе четкого и прозрачного алгоритма» (ссылка).

 

 

Мария Никитина, «независимый отраслевой эксперт», 10 апреля 2019 г.: «Большинство из представленных предложений неоднократно обсуждалось ранее и было отвергнуто в силу веских аргументов. Однако, если прочитать текст между срок и по пунктам, то можно разглядеть бенефициаров изменений, и это не только сами РЖД» (ссылка).

 

Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников, 10 апреля 2019 г.: «эти предложения преследуют цель получить односторонние преимущества для ОАО «РЖД» с одновременным ущемлением интересов других субъектов рынка – грузовладельцев, операторских компаний» (ссылка).

 

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия», 11 апреля 2019 г.: «...ОАО «РЖД» будет пытаться монополизировать все железнодорожные перевозки вокруг себя и собственных «дочек»..» (ссылка).

 

 

Павел Иванкин, председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта», 11 апреля 2019 г.: «Складывается общее впечатление, что данный законопроект не просто ставит точку в реформе отрасли, но возвращает государственное регулирование. Такая активность руководства ОАО «РЖД» наводит на мысль о возможности воссоздания МПС России» (ссылка).

 

Андрей Соболев, председатель НП ОждПС, 15 апреля 2019 г. : «Мы будем бороться против инициатив ОАО «РЖД». Нельзя, чтобы один хозяйствующий субъект, пусть даже очень большой, лишал работы сотни компаний по собственной прихоти и тем самым уничтожал на корню всякую конкуренцию» (ссылка).

 

Денис Семенкин, заместитель председателя НП ОждПС: «В случае создания единой СРО на железнодорожном транспорте выгоду получит только РЖД...».

 

 

Поддержка

 

Дмитрий Босов, совладелец «Сибантрацита» и «Востокугля», 11 марта 2019 г., в письме Путину: « Просьба предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн. тонн своих грузов в год. Взамен «Востокуголь» готов за собственные средства (без привлечения софинансирования) и за пять лет построить второй Северомуйский тоннель» (ссылка).

 

Нейтральные

 

Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики», 3 апреля 2019 г.: «Представленный ОАО «РЖД» проект крайне радикален и не выглядит готовым предложением — скорее, вызовом к обсуждению...» (ссылка). 

 

Александра Галактионова, руководитель «InfraONE Research», 2 апреля 2019 г. : «Переговоры о введении такого механизма длятся много лет, и на его внедрение уйдет время, поэтому это точно не вопрос этого года..» (ссылка).

 

Павел Иванкин, председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта»: «Единая СРО на железной дороге позволит РЖД снизить имиджевые риски перед государством..» (ссылка).

 

ОАО «В-Сибпромтранс» (Красноярск), 17 апреля 2019 г.: «Основной целью законопроекта... является урегулирование вопросов деятельности операторов железнодорожного подвижного состава по обеспечению перевозок грузов порожними грузовыми вагонами» (ссылка).

 

Позиция Максима Акимова, вице-премьера правительства

 

«По указанию вице-премьера — никаких «мигалок». Позиция озвучена на деловом завтраке 24 апреля (ссылка).

 

 

Итог

 

1. Есть основания предполагать, что «слив» письма был незапланированным и неожиданным: пресс-службы РЖД и органов власти были не готовы дать комментарии, отклики в медиа-пространстве оказались исключительно негативными (что свидетельствует об отсутствии должной PR-подготовки)

2. Высказывание позиции Акимова, а также появление слухов о закулисных атаках на некоторых сторонников можно рассматривать как окончание этого «раунда»  в пользу противников этой инициативы.

 

 

Ссылки на аналитические материалы:

Ссылка 1

Ссылка 2

Ссылка 3

Ссылка 4

 

 

 

Please reload

Новости НП ГЖТ